МБДОУ "Детский сад №2" г. Чебоксары группа №11 "Радуга"

Консультация "Правила проведения артикуляционной гимнастики"

Подготовительные упражнения направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (воспроизведение правильных движений языка, губ, нижней челюсти), на выработку сильной воздушной струи (например, при произнесении звука [р] нужно уметь сильно выдувать воздух на кончик языка, чтобы привести его в колебательное состояние).

Чем лучше будет проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Трудно сказать, сколько понадобится времени для подготовительных упражнений. В одних случаях - три занятия, в других - несколько недель. Это зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, от состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей ребенка.

В работе с родителями

Мы готовы работать вместе с вами

Но не вместо вас.

3. Правила и принципы коррекционно-логопедической работы.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Гимнастика для рук, ног- дело нам привычное и знакомое.

Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы- чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.

А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?

Оказывается, язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

4. «Артикуляционная гимнастика».

Чтобы добиться желаемого результата, необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы:

- Следовать правилам проведения артикуляционной гимнастики (АГ).

Выполнять АГ подобранную логопедом.

-Упражнения выполняются перед зеркалом. После того как ребенок научится выполнять заданное движение зеркало убирают.

-Проводить АГ ежедневно, желательно 2 раза в день. 5-7 мин (опираясь на

возможности ребенка).

-Удерживатъ заданную артикуляционную позицию 5-10с.

-Следить за качеством выполняемых упражнений, а не за количеством.

-Не допускать переутомления мышц артикул-го аппарата.

5. Соблюдать принципы работы.

-принцип системности:

Задания подобранные логопедом выполняются последовательно и систематически. !!

В случае несоблюдения данного принципа теряется сама цель коррекционно -логопедической работы. Специалист вооружает вас знанием и способом достижения результата, Но он не может выполнять упражнения за ребенка, нуждающегося в логопедическом воздействии.

- Принцип контроля

Необходимо постоянно в течении всего дня во время общения с ребенком контролировать и закреплять приобретенные в процессе логопедической работы умения и навыки. В противном случае они могут утрачиваться. Что ощутимо тормозит коррекционный процесс.

Необходимо воспитывать у ребенка самоконтроль. Приучать его следить за своей речью и самому исправлять допущенные ошибки.

- Принцип взаимодействия родителей и логопеда.

Родители должны интересоваться успехами своего ребенка. Четко и своевременно выполнять требования и просьбы логопеда и воспитателя группы. Посещать консультации и родительские собрания.


28 февраля 2015 в 16:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.